Виктор Петрович СЛИНЬКО

     

Юлия  Великанова

"Никогда не отказывайте себе в самом главном, - в желании!" 

Пожилые опытные люди всегда дают более молодым советы.
    И для меня разница только одна: нужные, полезные это советы, или - ну их совсем и забыть! Советы Виктора Петровича я коплю, храню и берегу.

       Сам Виктор Петрович всегда бодр, громок, энергичен. Весёлый хулиган.
         Палка в его руке - не признак немощи, но - аксессуар, удачно довершающий образ.  

        И, пусть он даже пожалуется на правую ногу, которая ведёт себя неподобающе, и даже предъявит её мне, слегка приподняв брючину.

 
        Всё равно самое главное то, что в голове его роятся, тесня друг друга, идеи новых произведений. Пока он хочет писать.

           Одна тема его не отпускает - тема Великой Отечественной войны. И несколько шире - тема жизни советского народа в стране Советов, не привычный  для нас взгляд на  эту жизнь.
           "Славянина (творческий псевдоним ВПС) в России не печатать!" - тайно сговорились между собой издательства в России.

            А в Киеве его, наоборот, печатают.  И там он - желанный гость.
            То ли потому, что он родился на Украине и много пишет об этой земле. 

            А может, потому, что мир в очередной раз пошатнуло и накренило, и теперь на Украине только и ищут возможности сделать что-то наперекор России. Не хотите печатать этого автора? А мы вот напечатаем!

            Много лет ВП задаёт себе трудные вопросы и продолжает искать на них ответы.

           При этом, он пишет так, что, погрузившись, преодолев изначальную преграду темы (например, женщинам вообще трудно  читать  про войну и про генералов), потом уже не оторвешься. Мастерство. Ремесло, помноженное на большой опыт, ну, и на талант, конечно. Действие, диалоги, движение мысли.

               И ещё один урок от Виктора Петровича: «Главное в литературе – идея. Мысль».
            Спроси себя, чем ты собираешься читателя своего удивить. А одной фразой выразить сможешь?
              Недостаточно только передавать своё настроение, делиться внутренним состоянием. Так сегодня  пишет большинство. А этого мало.
           

                Ещё ему кажется, что проблема многих писателей в том, что они очень боятся исказить факт, отойти от него. Боятся включить фантазию, воображение. 


              «Вот - напиши, - говорит, - всё, что пишется и как пишется. А потом увидишь, где не хватает фактов,  материала. Туда и добавишь, что нужно».
             Соглашусь. И (но) - добавлю: прежде чем включать фантазию, не знаю, кто как, а ВП настолько досконально изучает все вопросы, что его тексты своей дотошностью и любовью к деталям становятся  инструкциями  по применению, руководством к действию. Написанные художественно и увлекательно инструкции.


           Тема не отпускает, и всё. Такая даже одержимость, дающая силы и творческое вдохновение. 


           Много так называемых  военных книг написано на самом деле не о войне. Это ВП мне рассказывает. Многое написано поверхностно. Авторы не идут в глубину, не прослеживают развитие человека, перемены в нём на протяжении действия.

          Главное для меня у ВП - что ему важнее всего человек. Поиски правды о человеке.

           Я иногда спрашиваю себя: а смогла бы я жить в таких вот непростых условиях? Зная, что не печатают, зная всё - про темы и идеологию.

           Причём, казалось бы, времена меняются. И мы так отчаянно хотим правды - в последние годы. Оказывается, нет, по-прежнему всей правды мы не хотим.


            Из истории: Многие ли писатели могут похвастать, что по прочтении их ранних рассказов им позвонил Павел Нилин и спросил - на каком фронте воевал писатель Славянин?
          А он только в 1943 родился. Какой фронт? Разве что - этот, литературный, писательский.

         Это – к вопросу  доскональности и фактологии. К изучению и погружению в материал.

     
          Продолжает писать, чтобы разобраться, чтобы найти  ответы на очень трудные и очень важные вопросы. Чтобы досконально изучить "матчасть" и потом написать об этом.

            «Оно пишется в память безвинных, забытых, убитых ни за что людей. Кто-то же должен о них писать! Я не могу не писать. Оно мной владеет».


            Скажем честно. Тема, основная тема творчества этого писателя нам просто не нравится. В ней некомфортно. Она ломает наши представления о мире. В нашей матрице всё иначе.  С молоком матери, с младых ногтей – мы-то  знаем, что – иначе…
            И,  тем не менее, нельзя забывать, что точки зрения, убеждения могут и должны быть разными. Мир объёмен  и многогранен. И огромен и велик диапазон  человека, - от мерзости и скотского пьянства до  большого, настоящего поступка, до выхода в другое измерение.


             На защите дипломов на ВЛК Т. Е. Никольская, оппонент Виктора Петровича, сказала, что - да, тема трудная, что взгляд этого писателя на наш мир  принять трудно. Но, в конечном итоге, она считает, что  в профессиональном литературном сообществе мы должны судить произведения по уровню мастерства писателя.

              А перед нами – безусловно,  мастер.

          А ещё - от себя скажу - должны судить по отношению автора к человеку. Всё равно, важнее всего - человек.


         А. В. Воронцов нередко приводит слова Пушкина о том, что «драматического писателя должно судить по законам, им самим над собой признанным". Важнее всего цель, которую преследует художник. Виктор Петрович ищет правды о человеке.

              Есть у этого писателя  материал, доказательная база его точки зрения, факты. Книги, написанные очевидцами, свидетелями, исследователями.

           «Три часа в день читать, три часа в день писать», - вот формула рабочего дня писателя от Виктора Петровича.

В литературе, оценивая произведения, мы задаём себе два главных вопроса: «Что автор хочет мне сказать?» и «Как он это делает?»

 

Я сейчас кое-что перечитывала из произведений Виктора Петровича. Готовилась к встрече.

Есть у него один недостаток – избыточность. Многословие. Понятно, что ему очень много хочется сказать, записать. Он многое пережил, многое понял, ко многому пришёл.

 

Есть у него одно желание. Желание поделиться с читателем. «Не отказывайте себе в самом главном, - в желании!»

На днях ВП сказал мне,  что  надеется  ещё две вещи дописать... Одну уже сделал до половины; и хочет закончить "Марш судного дня".

 

Новых идей, новых сил и новых желаний. И – конечно, здоровья!!!

 


СПРАВКА.

Виктор Петрович Слинько  (литературный  псевдоним - Виктор СлавЯнин) родился 19 февраля 1943 года. По официальным  документам это случилось в Киеве, а на самом деле,  в оккупации на хуторе Пинчуки Киевской области.

Родился в семье оружейного мастера и учительницы.

Окончил Киевский политехнический институт (1965).

Работал инженером, научным сотрудником в НИИ.

Литературный  редактор в изд-ве Госстроя СССР (1961—86).

До 1976 года жил в Киеве, далее - в Москве.

В 1977-79 гг. учился в Литературном  институте им. Горького в семинаре В. Липатова. Как значится в Сети на одном из сайтов, «оставил учёбу  по причине невозможности поднять свой творческий потенциал выше, чем было дано свыше».

Член Союза писателей СССР и России.

Печатается как прозаик с 1979 года (первая публикация - журнал "Литературная  учеба"). Переводил прозу с калмыцкого языка.

Преподавал Литературное мастерство в Московском Институте культуры.

В 2011 году окончил ВЛК при Литинституте им. Горького. Семинар А. В. Воронцова.

Автор книг прозы:

Посещение мира. М., "Молодая гвардия", 1985 (первая книга);

Пророк. Рассказы. М., "Эрмина", "Новый век", 1999;

Украденный талант. Роман. М., "Эрмина", "Новый век", 2003.

Затерянный остров. Altaspera, Канада, 2014.

Сборник повестей в двух томах. Хмельницкий-Москва, 2015.

За новой верой. Повесть и рассказы. Киев-Москва, 2017.

Свой крест. Повесть. «Геопринт», Киев, 2017

За новой верой (под псевдонимом Виктор Бонч-Баггоут), Каяла, «ФОП Ретiвов Тетяна», 2019.