«БЕРЕГИНЯ» и «ВРЕМЯ НЕЗАМЕЧЕННЫХ ЛЮДЕЙ».

О заседании  ЛИТО «Точки» под руководством А.В. Воронцова.

 29 марта, 2019 год, Комсомольский проспект, 13. Правление Союза писателей России, Шолоховский зал.

 

Автор: Юлия Великанова

     На мартовской встрече ЛИТО «Точки» прошла презентация новой поэтической книги Ольги СУРКОВОЙ «Берегиня», а также состоялось обсуждение повести (первой части романа) Виктора СЛАВЯНИНА «Время незамеченных людей».

      Андрей Венедиктович Воронцов напомнил, что ЛИТО «Точки» неоднократно проводило творческие встречи в Литературной гостиной Книжной лавки на Кузнецком мосту, ведущей которой является Ольга Суркова. Сегодня мы представляем книгу О. Сурковой в «Точках».

       Андрей Венедиктович уже знаком со стихами Ольги Сурковой. Сегодня будет интересно проанализировать, как автору удалось сложить стихи в единый блок. Ведь книга всегда фиксирует определённый этап в  жизни поэта.

       Ольга Суркова – поэт русской классической школы. Имеется в виду внимательность к окружающему миру и способность отобразить его поэтическими средствами.

          Поэтическая рефлексия – это средство отображения природы в унисон с творческим состоянием человека, - когда и природа, и мысль, и настроение создают определённую идеологему существования человека.

        Поэт отображает неброское очарование окружающей жизни – природу, людей. Это в прозе всё познаётся в движении, в столкновении, в диалоге. Поэт же располагает своими  средствами, - тем, что составляет существо поэзии и песни.

       Неназойливость, неторопливость изображаемых пейзажей – и подмосковных, и приморских, - которые в стихах Ольги складываются в единую лирическую картину. Удача поэта - связать впечатления единым ритмом и мелодией стиха. Ольге это удаётся.

        Очевидно, что Ольга столкнулась с определёнными трудностями при составлении книги. Не сумела придать книге определённое направление. Большого греха в этом нет. Порой и большие поэты не могут этого сделать.

            Но - где центр тяжести этой книги, что главное? Возможно, нужно было представить те же стихи в книге несколько иначе, разделив по разделам.

          Всегда хочется  прочитать поэтическую книгу, в которой внутренний сюжет и внутренняя композиция души автора разворачивались по закону искусства, скажем, по закону музыкального искусства, близкого поэзии. Здесь есть  несколько диссонансов. Это -  замечания автору на будущее.

       Общее впечатление – светлая хорошая книга, за которую не должно быть стыдно. С предельной искренностью и любовью автор  пишет обо всём, что встречается в жизни. Это стихи не злого человека. Очевидно доброе отношение к окружающей действительности, с некоторой наивностью даже.

         Андрей Венедиктович высказал надежду, что это обсуждение позволит увидеть стихи другими глазами. И в будущем складывать книгу иначе, подходить к этому процессу, отстраняясь; и  пожелал Ольге Сурковой новых поэтических и, возможно, прозаических свершений.

Ольга Суркова рассказала, что пишет  стихи с 18 лет. Посещала литобъединение во Владивостоке, где жила. Были публикации в газетах. Там же издала книгу «Дом у океана».

Переехала в Подмосковье. Попала в ЛИТО «Вдохновение» в г. Люберцы, к И. В. Рыжикову. Он посоветовал пойти на ВЛК, в Литинститут.

Учиться на ВЛК  было очень интересно. Всё записывали, лекции не пропускали. Расширился литературный кругозор. Возраст – учёбе не помеха!

Нина Кромина, однокурсница О. Сурковой,  поздравила всех причастных  с тем, что в  этом году исполняется 10 лет, как курс поступил на ВЛК. Сегодня как раз происходит обсуждение произведений  двух наших однокашников.

        Книжка очень хорошая. Уже было несколько презентаций.

        Ольга - поэт-песенник. Её стихи поются. Она состоит в Клубе композиторов и поэтов-песенников Подмосковья.

          Нина Александровна обнаружила много созвучного в стихах Ольги. Любовь к земле, к природе, память о маме. Любовь к внучке. Всё это близко многим из нас.

             Гражданская лирика тоже близка. Стихотворение «Берегиня» - сильное желание сберечь - природу, искусство, литературу.

            О стихотворении «Мой дед в войну не похоронен».  Всё пишут и пишут о войне. Почему эта тема до сих пор актуальна? Пока дед Ольги  не похоронен, мы должны об этом помнить и об этом писать.

            Любовная лирика Ольги приятна и дорога. Читаешь – как будто проходишь по своей жизни. Душа в любви претерпевает разные изменения.

       Нина Александровна отметила созвучные ей стихотворения  «Сил для жизни не жалела…» и «Первый зазимок» и пожелала автору удачи и вдохновения.

     Елена Яблонская считает, что  Ольга – достойная ученица Валентина  Васильевича Сорокина. Поэзия Ольги – очень гармоничный, качественный сплав тихой лирики и высокой гражданственности.

       Сначала Елену расстроило название книги, потому что в  2009 году книга с таким названием вышла у поэта Полины Рожновой, руководительницы Литературной  студии в Некрасовской библиотеке.

      Но, когда прочла книгу, Елена поняла, что это совпадение - не огорчительное. Видимо, пришло такое время, когда женщины в России должны стать берегинями.

Стихи Ольги хочется петь. Отметила как особенно удачное стихотворение «В царстве мёдов…»

Меньше всего понравились в первом разделе стихи о трёх поэтах Евтушенко-Ахмадулиной, Есенине. Елене они кажутся проходными.  

Стихотворение «Батима» понравилось (посвящение жене Ю. Кузнецова). Есть ощущение, что можно снять посвящение, и получится стихотворение не о конкретной личности, а о восточной женщине и её любви к мужчине.

Есть в стихах Ольги юмор, ирония: «На меня садятся бабочки, значит, я ещё цвету…»

В заключение обсуждения книги Ольга Суркова прочла несколько своих стихотворений.

  1. Виктор Славянин (Виктор Петрович Слинько) представил повесть (первую часть романа) «Время незамеченных людей».

А.В. Воронцов отметил, что в  этой повести автор  предстал с неожиданной стороны. Мы привыкли, что Виктор Петрович  описывает либо Великую Отечественную войну, либо современность. Часто в детективном ключе. Исключением стала его вещь про довоенные времена. Здесь он пошёл ещё глубже. Перед нами - рассказ о жизни начала XX века, с  1901 по 1917 год.

        Прежде  автора не раз критиковали в «Точках»  за затянутые исторические преамбулы. Здесь же всё раскрывается изнутри, через ежедневный быт. Быт описан удивительно подробно и точно. Принцип повествования: мир персонажей раскрывается через то, что они делают. (образцы в русской классической литературе - Бунин «В деревне», Чехов « В деревне»).

     Характер времени так и раскрывается в прозе. Мы – не историки, по специфике своего ремесла. Мы - показываем.

        Есть ощущение, что иногда повествование затянуто, - излишнее погружение в землю, «в чернозём». Но вчитываешься – и дальше интересно, увлекательно.

       Семья издавна – социологическая ячейка прозы, из которой вытекает отношение к жизни и постигается сущность бытия.

       Сама революция показана автором не обычно. Мы узнаём о ней из письма молодого цыгана, которого взяли на фронт.

           Дальше действие развивается стремительно. Род Беспалого, очевидно, гибнет в этом огне, чтобы дать новые ростки.

        Есть тяжелый труд, есть сокрушительная правда жизни. Она – в том, что ты не можешь быть просто созерцателем и добрым человеком, но и нарушать нравственные устои ты тоже не можешь.

             Эти люди, крестьяне  – соль земли. Занимаются естественным делом. Органично входят в круговорот природы и человека.

          Интересно, что книга Михаила Попова, которую мы будем обсуждать на следующем заседании «Точек»,  описывает ту же историческую эпоху, но в Белоруссии.

       Из тех времён выросли наши времена. В перспективе, в развитии.

         Этот замысел не архаичен. Это не интерес историка.

         Семейная сага как жанр никогда не утрачивала своего значения. Только через историю семьи можно передать неповторимый колорит времени и его значение.  Это попытка из глубин увидеть это, вжиться в ту жизнь. А это не так просто.

         Ощущение твёрдой писательской поступи. Проявляется даже в мелочах. Ссылки, сноски не вызывают недоумения. Что бывало раньше.

          Богатый и самобытный словарь героев  – большая степень проникновения в те времена.

        Единственное – название не нравится. Нужно подобрать другое. Что такое «Время незамеченных людей»?  Таких людей -  миллионы. Они – хлеб писателя. У писателей нет незамеченных людей. Мы можем увидеть незамеченного человека и показать его во весь рост. В этом - специфика и нужность нашего мастерства.

Виктор Петрович Слинько. Написал эту вещь в течение месяца, будучи в Крыму. Чем она важна для автора? Чистейшей воды биография.

Писалась легко. И если бы Виктор Петрович читал лекцию, по этой вещи писателей можно много чему научить. Например, как строится движение в повествовании.

Не знал,  что будут делать мои герои, когда писал.

Например, как появился Елизар? Придуманный герой.  Но Виктор Петрович  знал, что его прадед и дед как-то повезли лошадей продавать. Если мы просто продаём лошадей и собаку, - неинтересно,  и тогда при определённых обстоятельствах появился мальчик-цыган. Как быть с ним дальше? Надо его вернуть в дом героя на Рождество.

Самое главное, что с ним сделать потом? Автор его крестил и отправил на войну.

Во  второй книге Елизар столкнётся с Исаем, который рыл Беспалым колодец. Теперь, в 30-е годы, Исай – начальник НКВД.  Исай идёт и разрушает дом Беспалых, который когда-то сам начинал строить. На помощь семье приходит Елизар и тут и  погибает.

    Произвдение задумывалось, как автобиография. «Былое и думы» Герцена, «Детские годы Багрова-внука» Аксакова. «Детство», «В людях»  Горького.

У Аксакова воспоминания  лишены главного – внутренней рефлексии.

Виктор Петрович писал так, чтобы всё написанное было подвержено именно этому, - не сидеть глазам на одном месте, а всё время быть в динамике.

Что удалось, время покажет. За слова спасибо.

Андрей Лисьев прочитал эту повесть и немного продолжение, которое прислал ему автор. Впечатление, что это будет большая семейная сага в  русле Чудакова и Гузель Яхиной. Хороший тренд. У книги есть шанс быть изданной хорошим тиражом.

Понравилось название. Целое поколение хозяев ушло. Хребтом страны эти люди не успели стать. Сейчас мы восхищаемся ими.

Понравились исключительная точность деталей, кинематографичность.

Яркое описание второстепенных персонажей.

Структура – сочетание ярких сцен и пересказов. Не остаётся смысловых дыр.

Исключительные диалоги. Надо учиться у автора!

С прототипами история обошлась жёстко,  но написано так, что хочется, чтобы им повезло. Возникает симпатия.

На бытовом уровне: бытовой интернационализм актуален. Исай и Елизар. В том русле, как написана первая часть, Андрею это понравилось.

Недостатки: тяжёлая экспозиция.

Лозунг литературы XXI  века: «Эмпатия с первых строк». В данном тексте она возникает, но только на третьей странице.

Подстрочные комментарии – половину можно спокойно убрать. Как озвучивать в аудиокниге подстрочные комментарии?

Первый подробно описанный конфликт -  на 26 странице,  поздновато.

Не хватает портретов сыновей Никифора. Суть конфликта между ними в этом нуждается. Нужны характерные особенности героев.

Внуки получаются ярче, чем сыновья.

Невестки. Второе поколение в патриархальной семье. Характер невестки Нины проявляется поздновато. Непонятно, почему не уходят в отруб.

Порядочность Никифора Корнеевича относительно немецкого банка. Надо, чтобы выстрелило в продолжении. Возможно, во времена немецкой оккупации.

Сильнее всего не понравилось – скомканная смерть главного героя.

Автор выстраивает своё повествование от главного героя. Неуважение к герою – эта гибель скороговоркой.

А.В. Воронцов: Хорошо или нет, что стремительное описание смерти героя?

У меня сложилось впечатление, что это – образ того, что герой уходит. Он устал от жизни. Обезножел. Уходит его, героя, время.  

Убили человека ни за что. Жизнь подешевела. Любого могут застрелить, как собаку.

В контексте происходящего – органично. Как в «Тихом Доне».

Действительно, в целом повествование несколько затянуто. Нужно проявить профессиональное терпение при чтении. Есть ли такое  терпение у читателя-покупателя книги?

Конфликт должен начаться в этой вещи раньше.

Хорошо, что идёт обсуждение в ключе семинара. Это автору поможет.

Ришат Кильмяков. Начал с композиции. Предисловие выдаёт все замыслы автора.

Показаны четыре поколения семьи.

Автобиографическая вещь.

Нужно ли предисловие? Возник вопрос.

Похоже, что будет написана  большущая семенная сага,  семейная хроника.

Насколько уместно, что автор ограничивается только описанием семьи, быта? Ведь в истории страны происходили важные события, очень весомые.

Нужно ли их отражать также или можно ограничиться бытовым описанием?

Упущены сюжетные ответвления. Любовная линия нужна.

История цыгана Елизара во  многом дана в пересказе. Интригует. Хочется узнать подробнее.

Не хватает подробностей из жизни персонажей.

Автору предстоит  ещё много труда. Задуман колоссальный роман, эпос, достойное произведение, из которого мы узнаем об историческом прошлом страны в XX  веке. Ришат надеется, что всё состоится!

Юлия Великанова отметила, как характерную авторскую черту, -  отстранённую манеру повествования. Автор просто рассказывает. Без эмоций, без оценок. Тем ярче и заметнее изначальная оценка конкретной ситуации семьи, и, в целом,  заявка на авторскую точку зрения на события в стране. Это сделано в предисловии.

             Не много пейзажей, ещё меньше портретов. Но зато весь сельскохозяйственный быт описан так, что ему вполне можно следовать, как подробной инструкции.

         Герой Никифор Беспалый   постепенно раскрывается как человек "жадный к работе", но и человек смелый, рисковый. Правда, риск его хорошо продуман. Он – настоящий предприниматель в современном понимании.

            А ещё герой  ценит в людях трудолюбие, как бы мы сейчас сказали, -  квалификацию и ремесло. И, конечно, человеческую порядочность.

          Внутри семьи Беспалых Гражданская война началась раньше, чем в селе. Сцена разоблачения поджога в доме Беспалого в Солёном Гае решена автором беспристрастно и мастерски. Нетрезвый спор Нины, невестки Никифора с братом Николаем нелеп и невероятен в своей обыденной жестокости.  Реакция  Василия, старшего сына Никифора,  и его жены Дарьи предельно лаконична: никаких заламываний рук, склок, разборок. Возможно, это лучшая сцена.

        Язык и стиль - очень своеобразны, колоритны. 
Они  завораживают, гипнотизируют. Читатель погружается в мир, сейчас очень далёкий от нас. Но там интересно, и поучительно, и жутко. 

Удивительная история мужского благородства молодого Никифора Корнеевича и уважения к женщине - о том, как он потерял пальцы на военной службе. 

      Пока нет в тексте объяснения  названию «Время незамеченных людей». Название очень удачное!

           Есть конкретные предложения по уточнению и корректировке.

 А в целом, молодец, Виктор Петрович, сОлидуса не прозевал!! И ждём продолжения!!!

Наталья Шахназарова попросила слова и высказала своё мнение о том, что название «Время незамеченных людей» - очень удачное, точное и своевременное. Её эмоциональное выступление было посвящено тому, как сложно человеку найти своё место и реализоваться в современном мире. Особенно, если мы говорим о творческом человеке, поэте, прозаике.

Наталья прочла своё стихотворение.

Организационные вопросы.

      Максим Федосов   сообщил, что работа над сборником «Точки. Избранное» идёт по плану. В ближайшее время всем авторам будут высланы       их авторские страницы. Попросил не затягивать с их утверждением. Тогда сборник выйдет в срок, к началу мая.

      К середине  мая должен быть готов и сборник «Точки-7». А. В. Воронцов предложил назвать его «Точки преображения». В настоящее время идёт подбор иллюстрации  для обложки сборника и другая работа по изданию.

     В художественной части заседания композитор и исполнитель песен  Александр Якунин исполнил под гитару одну песню на стихи О. Сурковой, а также несколько известных романсов.