«ТОЧКИ. ИЗБРАННОЕ» и «ТОЧКИ ПРЕОБРАЖЕНИЯ».

ЛИТО «Точки» под руководством А. В. Воронцова. Презентация двух новых сборников в завершение творческого сезона.

31 мая, 2019 год, Комсомольский проспект, 13. Правление Союза писателей России, Шолоховский зал.

 

Андрей Венедиктович Воронцов открыл встречу словами о том, что сегодня мы с помощью ответственного секретаря «Точек» Екатерины Осориной транслируем нашу встречу  в греческие Салоники (где сейчас живёт наша участница Анна Пименова) и в Самару, где нас слушает и видит участница «Точек» Ольга Борисова.

Мы дождались знаменательного события, такого ещё в нашей жизни не случалось. Вышел наш сборник «Точки. Избранное». Книжка  под прекрасной обложкой.

Мы благодарим Максима Федосова, нашего участника и руководителя издательства «Новое слово».


01_А. В. Воронцов; 02_Андрей Лисьев; 03_Антонина Спиридонова; 04_Вокальный ансамбль Дирижабль;

05_Евгений Касаткин читает рассказ из сборника; 06_Екатерина Осорина; 07_Елена Яблонская;

08_Зрительный зал; 09_Издатель и прозаик Максим Федосов; 10_Интернет-связь с Анной Пименовой;

11_Интернет-сязь с Ольгой Борисовой; 12_Лучший подарок - сборник Точек!; 13_Наталия Ячеистова;

14_Нина Кромина; 15_Общее фото для истории; 16_Прозаик Олег Куимов в Точках; 17_Татьяна Медиевская; 18_Юлия Великанова.

 


 Сборник составлен из  рассказов, прежде вошедших в шесть сборников «Точек». При выборе хотелось сохранить принцип  своеобразия, оригинальности каждого сборника. И эта подборка тоже отличается  от других. Здесь нужно было дать лучшее.

Кто-то из авторов считает, что выбранный  рассказ – не самый лучший из его произведений. Но у  каждого  сборника есть  своя специфика, своя «духовная история». Андрей Венедиктович  уверен, что  по степени выражения индивидуальности автора избранные рассказы являются лучшими.

В целом, когда он перечитывал все рассказы в новой подборке, на ум пришёл образ Вселенной. Открытое окно в звездную ночь. Всё это отражено  в иллюстрации на обложке. И – под обложкой.

Этот сборник – это живая история нашего ЛИТО.

Мы развивались всё время в будущее. Каждый год издавали произведения, написанные,  может быть,  достаточно сиюминутно.

А такой сборник уже потихоньку приближает к вечности. Как всякий Канон.

Помимо рассказов прозаиков–участников «Точек» в сборнике опубликованы очень важные для нас критические статьи о творчестве «Точкинцев»  Алексея Антонова и Вадима Салеева.

Книжка, которую не стыдно показать, как плод нашей работы -  за пять лет,  выборка из шести сборников.

Творческий отчёт, некая антология. Многие рассказы уже стали в определённом смысле  классикой жанра современного рассказа.

Благодаря нашей работе литературоведы, критики смогут проследить, как пишут в «Точках».

     В сборнике представлены лучшие силы. Все авторы, которые вошли, продолжают активно работать, - и как писатели,  и как члены ЛИТО.

Мы – современная творческая лаборатория.

Ещё раз выразил благодарность издателю и автору Максиму Федосову и предоставил ему слово.  Максим отметил, что,  по сути, сделали оба сборника за два месяца (и «Избранное», и «Точки преображения»).

Конкретные пожелания от издателя:  пусть в следующем году все наши публикации будут   более интересными, более яркими и более подготовленными.

Важно придерживаться алгоритма работы.

Сначала все рассказы попадают к А. В.  Воронцову. А уже после утверждения редакционным советом (Елена Яблонская, Нина Кромина, Екатерина Осорина) отправляются в издательство.

В этот раз вышло так, что уже после утверждения  один автор вдруг внёс изменения. И в его рассказе появились ошибки и опечатки. Этого быть не должно.

Важная реплика Андрея Венедиктовича: «Тем более, что  Елена  Яблонская – профессиональный редактор,  с авторами работают  и Нина Кромина, и Катя Осорина. Елена обладает хорошей «въедливостью». С ней можно обсуждать, искать творческий компромисс.

У издателя  – только издательская работа.

Давайте договоримся, что вёрстку мы читаем только на предмет грубых ошибок.

Проблемы с редактурой решаем на стадии редактуры.

Бывает так, что у автора возникает насущная необходимость заменить слово или фразу. «Душа горит!». Но это – только как исключение, которое подтверждает правило».

Больше всего Максим переживает оттого, что сборник - это ведь наше общее лицо, всего ЛИТО. Мы хотим качественных рассказов – со всех точек зрения.

Пожелание большое – оперативность! По всем вопросам.

Екатерина Осорина рассказала о своих впечатлениях от сборника «Точки. Избранное».

Ещё раз убедилась в том, что сборник  сложить сложно. И что А. В. Воронцов – мастер в этом деле.

По-прежнему считает, что у некоторых авторов взяла бы другие рассказы. В том числе, сомневалась и по поводу своего рассказа «Оригами».

Андрей Венедиктович, важные комментарии: «В рассказах Екатерины Осориной, входивших в первые сборники, неизменно ощущалось чьё-то влияние. А в рассказе «Оригами» выразилась именно её творческая специфика. Он - неожиданный для ее стилистики. Его перипетия не читается вначале. Ведь всякий из нас идёт не только к своему стилю, но и к своей творческой оригинальности, к своему выражению».

 «Вообще, хотелось дать рассказы, не только художественно, но и формально совершенные у каждого автора. Наиболее точно отструктурированные. Как яркий пример творчества каждого автора».

Катя отметила, что обложка получилась замечательной. Все обложки сборников различаются по цвету. Этот сборник – чёрно-золотой. Чёрный собирает в себе все цвета.

Отметила некоторые новшества в оформлении:  Шрифт на обложке – Arial без насечек. А прежде был Times New Roman с насечками. Иначе оформлена обложка, по шрифтам.

Приложены огромные общие усилия: и авторов, и редакторов, и  издателя.

Думала, что две книги никак не «потянем». А это произошло. Похоже, что сила, которая есть в наших авторах, в самом нашем содружестве, - велика!

О своих впечатлениях от «Избранного» рассказала Наталия Ячеистова.  Вспомнила, как многие из этих рассказов обсуждались в Литинституте, на Курсах Литмастерства. Как интересен  был этот творческий опыт! И вот теперь лучшие из этих произведений входят в сборник «Избранное».

По её мнению,  все эти рассказы очень органично сочетаются, плавно ложатся в разделы. И в целом образуют единый сборник «Точек».

Андрей Венедиктович написал в предисловии: «Лаборатория превратилась в мастерскую». Перед нами – мастерски выполненная книга, и Наталия надеется, что читательская аудитория будет широкая.

Сборник открывается рассказом Дмитрия Шостака «Точки». Это символично. Говорит о том, что творчество человека не имеет временных границ и продолжается до бесконечности.

Приятно видеть рассказы авторов, творчество которых Наталия полюбила за эти годы.

Мелкие недочёты всегда могут быть. Нужно больше времени, чтобы более чётко работать с материалом.

По-разному в двух местах указано количество авторов-участников. Название первого раздела  - «Обратный отсчёт» - выпало.

Отметила всегда ёмкое и многогранное предисловие А.В. Воронцова.

Поблагодарила Нину Кромину – автора идеи «Избранного».

А также напомнила о сайте ЛИТО «Точки», который ведёт Антонина Спиридонова, делает огромную работу. У каждого «точкинца» есть возможность сделать свою страницу, выложить свои произведения.

У Н. Ячеистовой недавно  вышла книга «Рассказы за чашкой чая». Рукопись  этой книги мы обсуждали не так давно на встрече «Точек». Спасибо всем, кто принял участие в обсуждении. Советы и комментарии очень помогли.

     Сейчас проходит конкурс «Бежин луг», и рассказы Н. Ячеистовой   вошли в лонг-лист этого конкурса.

Андрей Венедиктович подвёл краткий итог: факт, что очередная наша задумка удалась. Для нашей творческой жизни это очень важно,  поскольку  «обычная» жизнь оказывает серьёзное  сопротивление творческим начинаниям.

Перед нами – «Избранное», которые  составлено из произведений, которые наиболее ярко отражают дарование наших уважаемых авторов.

 А значит, происходит постоянная творческая работа.

Давайте перейдём  к обсуждению сборника «Точки преображения».

Общая задача осложнилась  тем, что мы делали два сборника. Было опасение, что сборник «Точки-7» может получится дежурным, вторичным. Это не так, к счастью.

«Точки преображения» – очередной, седьмой наш сборник, показал,  что как авторы, вы продолжаете развиваться или остались на том же уровне, что в литературной жизни не так-то просто и является синонимом  слова «профессионализм». Есть и новые авторы.

Есть и недочёты. Название раздела «Маленькое счастье» пропущено. Результат спешной работы над двумя сборниками.

Как бывший главный редактор издательства,  Андрей Венедиктович знает, что  в первую очередь всегда проверяют обложку, надписи на обложках, титул, оборот титула, шмуцтитула, колонтитулы и содержание, выходные данные.  Не досмотрели.

Важное замечание Екатерины Осориной: «В прошлых выпусках мы получали на утверждение файл с вёрсткой всего сборника. Было больше шансов увидеть ошибки. В этот раз  каждому высылали индивидуальную вёрстку. Общими  усилиями проще что-то увидеть. В следующий раз высылаем всем полный pdf».

      Андрей Венедиктович отметил, что все рассказы в  сборнике, как и в прежних, развивают тему друг друга. Этого не так просто добиться.

         Любая аудитория делится на группы  по типу восприятия действительности: холерики, сангвиники, - вас легко можно поделить  по художественным пристрастиям. Рассказы «точкинцев», согласно темпераменту, видению мира, образному мышления авторов, органично распределяются по разделам сборника.

         Весь сборник составляет определенное целое, вполне подходящее под название. «Точки преображения». Потому что преображение (не в религиозном смысле, а вообще, как феномен метаморфозы) - это то, что должно присутствовать в любом рассказе, в любом произведении искусства, -  называть ли это перипетией, «соколиным поворотом» или как-то ещё. Преображение - основа внутреннего движения произведения.

        Такая метаморфоза содержится почти в каждом рассказе. Не на теоретическом уровне, специально, а - из внутренней созревшей потребности. Мы имеем дело со сложившимися рассказчиками, новеллистами как таковыми.

Это - очередной сборник русской новеллы. Мы в «Точках» занимаемся русской новеллой - с её отзывчивостью, пластичностью, мгновенной реакцией на изменения  обстоятельств, неокаменелостью.

Иногда мы видим наших авторов в непривычном качестве.  Важно, что авторы развиваются, не стоят на месте.

На страницах представлена не плоская, не прямолинейная  картина мира, восприятия жизни героев, - отсюда и использование картины для обложки. Велосипедисты едут и над кронами деревьев, и внизу тоже едут. Объём, не плоскость мира. Его метаморфоза, преображение - видением художника.

Рассказы подтверждают умение видеть «другой» мир людей. Наши прозаики  - не из тех, «ликующих, праздно болтающих»… За «великое дело любви» не обязательно умирать, как у Н.Некрасова в его стихотворении «Рыцарь на час». 

Но важно ощущать насущную потребность человека в любви. И выражать это тонко, не в лоб.

Наш сборник предназначен для культурного, тонко чувствующего русского читателя.

Андрей Лисьев о сборнике: «Мне понравился сборник. Очень светлое впечатление. Нет плохих концов, покойников, кладбищ. Зарядили читателя позитивом.

Из недостатков – первый рассказ слабый. Складывается неправильное впечатление о сборнике.

Андрей Венедиктович пояснил, что причиной выбора рассказа Ольги Борисовой стал интересный «зачин», начало её рассказа.

«Маленькое счастье» Е. рогачёвой  – лучший рассказ в сборнике. Задаёт тональность.

Тема раздела «Тонкая грань» - сложная. Авторы смелые.

«Ждана» А. Небыкова  выбивается из сборника. Но концовка неожиданная.

Нина Кромина давно «созрела»: надо ждать от неё больших форм.

Раздел «Мера вещей» – в целом, разочаровал, если бы не рассказ «Заруська»: вроде ничего особенного в стилистике. Но за душу хватает.

Что не понравилось в разделе «Мера вещей»? Когда писатели пишут о писателях, люди искусства - о людях искусства. Эта тема широкой публике мало интересна. Мирок узкий, автор ленится выходить за рамки своего мира, просто выйти на улицу в поисках другого персонажа, это сразу заметно и это скучно.

В рассказе Галины Стеценко  «Неразрывная связь» поднимается актуальная тема - отношений с бедными земляками. Глобальная проблема, касается не только Донбасса.

«Тайна прикосновения» - самый сильный раздел сборника.  Здесь два лучших рассказа  – Олега Надточея и «этюд» Пименовой «Монохром». У неё эстетика – слово ради слова. Белый стих, ритмичный.

Олег Надточей писал так, что, читая его рассказы, можно отдохнуть, и посмеяться, и задуматься. Ещё раз жаль, что такой хороший автор ушёл из жизни.

Тайна творчества Татьяны Медиевской проявилась  и в новом её рассказе «Тайна прикосновения»: она умеет малым количеством слов вызвать большие мысленные экстраполяции. После прочтения её рассказов хочется думать и фантазировать…

Елена Яблонская о сборнике:  Сборник очень нравится. Дорог  тем, что читала и  редактировала почти все рассказы. Всё понравилось. Что особенно?

В первом разделе выделяет рассказы  «Доллар» и «Маленькое счастье».

Второй раздел – рассказы Нины Кроминой нравятся всем и всегда. «Красная косынка» написана так, будто он и Нинин,  и, в то же время, немного  другой – необычный, в нём и светлая грусть, и воспоминания. Замечательно.

В разделе «Мера вещей» - литературщина, которую мы все любим. Больше всего понравился рассказ  «Пловец Шохин», не похож на творчество Тани Матягиной. Обычно в её рассказах страдала композиция, было затянуто. Автор дорос до кристальной, изумительной простоты изложения. Передала предвоенное время, стилистику…

Последний раздел – «выстраданный» и Еленой, как редактором,  тоже. Много работала над рассказами Наталии Ивановой,  покойного Олега Надточея, Вадима Яра. Результат общей работы - очень впечатляющий.

Сначала не соглашалась с вариантом названия  Андрея Венедиктовича – «Точки преображения». Но его предисловие оказалось таким, что всё встало на свои места.

Нина Кромина: Десять лет назад, в 2009 году,  мы стали студентами ВЛК. Эти два сборника – наши вехи.

Замечательно то, что мы сохранили свой костяк. И что приходят всё новые и новые люди.

Дебютантов поздравляю, желаю оставаться в наших рядах.

Предисловие Воронцова. Очень задумалась. Какая высокая планка! Вообще в творчестве. Не только в этом сборнике. Не только для нас, но и для маститых авторов.

От убеждения – через преображение – к вере.

Сборник хороший, но трудиться надо ещё очень и очень много.

Ольга Борисова пишет о  вере в человека. Героиня попадает в тяжелую безвыходную ситуацию, выход находится благодаря человеку. Планка здесь идейно выдержана. Воплощение – не слабо, но просто. Хотелось бы более художественного воплощения.

Шикалёв. «Доллар».  Движения от преображения к вере я не почувствовала. Скорее, герою в очередной раз подфартило.

«Случай в Кисельном тупике» Максима Федосова страшно обрадовал. Он и Вадим Яр (с рассказом  «Месса»)– на мой взгляд, два героя нашего мероприятия.

У Федосова показана  вся наша жизнь - в её застое, непредсказуемости, абсурдности, дикости. И сатира, и ирония, и боль. Жизнь способствует тому, что рушится вековой тупик. Из тупика можно выйти  на широкий бульвар.

А бульвар, который будто бы  «перебрасывает» нас   в мир «Мессы» Вадима Яра.

Все рассказы понравились. Жаль, что мало времени на выступление.

Анна Пименова пишет не так, как мы все. Это не рассказы. Это проза поэта. Стихи в прозе. Очень мало слов. Но каждое слово в определённом ритме перекликается с другим. Если читать внимательно, то есть и сюжет, есть герои. Если Анна  будет писать дальше, за ней – большое будущее.

Приятно, что мы молодеем.

Алексей  Небыков очень хорошо пишет. В его рассказе «Ждана»  преображение со знаком минус. Захватывающе. Прекрасная стилистика. Автор держит в напряжении. Интересно.

«Маленькое счастье». Екатерина Рогачёва пишет очень просто, но всегда возникает ощущение счастья. Прорывается счастье, которое питает читателя.

Пишем хорошо, но давайте писать ещё лучше!

Юлия Великанова: Каждый читает рассказы из сборников по-своему. Все мы разные, и это – замечательно.

Наверное, неслучайно большинство рецензентов  чаще останавливаются на одних и тех же рассказах. И всё же – каждый при этом говорит о своём.

Вот хвалят рассказ «Заруська». И справедливо хвалят Написано сильно, просто, лаконично. Но,  тем более обидно, что никто не подсказал автору -  непонятно, почему эти однополчане встретились через много лет, и вдруг один другому рассказывает,  как в первый раз, о делах давно минувших? Ситуация неточная. Он может внуку рассказывать, в школе на встрече с учениками, незнакомцу. Но не старому другу-вояке!!

Свой краткий обзор сборника  Ю. Великанова подвела к тому, что, по её мнению, всем участникам сборников и всем «точкинцам» очень нужно вернуться к занятиям Литмастерством. На ежемесячных встречах ЛИТО мы, по большей части, обсуждаем готовые книги, уже вышедшие из печати.

А тем временем, каждому из нас было бы очень полезно вынести на обсуждение произведения, над которыми ещё только ведётся работа. Услышать мнение со стороны, задуматься о сильных и слабых сторонах замысла, «размять» подробно. И так постепенно повышать уровень своего мастерства. Кроме того, все участвующие в обсуждении рассказов коллег, как известно, задумываются и о своих собственных произведениях,  об их уровне и потенциале.

Андрей Венедиктович предложил отныне построить нашу работу так: в ходе одного заседания мы можем обсудить - представить одну готовую книгу, а также подробно поговорить о цикле рассказов или повести или фрагменте романа одного из наших участников. 

«Представителем» Дмитрия Воронина на встрече выступил прозаик Олег Куимов. Поздравил всех авторов с выходом новых книг. Рассказал, что читает произведения участников «Точек» с большим интересом и вниманием. Уверен, что в наших рядах есть писатели с большим потенциалом. А удастся ли его раскрыть-реализовать, - это, как всегда в литературе, - покажет время.

Затем слово представили Анне Пименовой (по Интернет - связи из города  Салоники). Сейчас Анна с семьёй проживает в Греции.  Она рассказала о том, что  c 9 по 12 мая в городе Салоники прошла Международная книжная ярмарка, на которой Россия выступила в качестве специального гостя. На ярмарке было объявлено о начале «перекрестного» года языка и литературы Россия – Греция.          На ярмарке Россия был представлена стендом общей площадью 200 кв. м. с богатой книжной экспозицией.

 

На выставке Анне, как представителю «Точек», удалось познакомиться с   сотрудниками Института Перевода. Эта организация заинтересована в современной русской литературе, которую можно переводить на греческий язык. Таким образом, существует потенциальная возможность перевода сборников ЛИТО «Точки» и их издания в Греции, при поддержке Института Перевода. Анна также упомянула о том, как важно «Точкам» пытаться получить государственную поддержку -  для продвижения интересов ЛИТО. Для чего, по её мнению, сейчас существуют реальные возможности.

 

Ольга Борисова по Интернету из Самары, где она проживает,  поблагодарила выступающих за насыщенный вечер обсуждения новых сборников «Точек», в которых напечатаны, в том числе, и её рассказы. Представила два выпуска альманахов «Параллели» и «Крылья».

Отметила, что «точкинцы» печатаются на страницах изданий и принимают активное участие в конкурсах, проводимых редакцией и, что приятно, становятся победителями и призерами.

А.В. Воронцов сообщил, что   Ольга Борисова выиграла конкурс рассказов на Белорусском радио «Гомель-плюс». Заняла первое место.

Татьяна Медиевская рассказала о своих поездках в Санкт-Петербург и Израиль в рамках мероприятий издательства «У Никитских ворот». Она везде с удовольствием рассказывает о ЛИТО «Точки» и о сборниках. Отмечает большой интерес  к современной прозе.

      Комментируя слова Татьяны, Андрей  Венедиктович отметил, что  интерес к прозе – это важно. Ещё более важно этот интерес поддерживать. И не только на словах. Ему не очень нравится  распространённый сейчас  «литературный туризм», - когда писатель едет на мероприятие в другой город, в другую страну сам, за свой счёт и по своей воле рассказывает читателям о себе и о творчестве. Хотелось бы и нужно искать пути организации поездок официальных делегаций. С тем, чтобы оплачивались расходы на поездку, проживание, утверждалась культурная программа мероприятий и затем авторам выплачивались гонорары за выступления.

       В художественной части встречи артист театра «Голос» Евгений Касаткин прочёл рассказы Е. Осориной «Оригами»,  Н. Кроминой «Пахло смолой и летом» (из сборника «Избранное»), а также рассказ «Тонкая грань» Н. Ячеистовой и  свой рассказ «Мера вещей»,  вошедшие в сборник «Точки преображения».

В музыкальной части прозвучали вокальные произведения а капелла в исполнении вокального ансамбля «Дирижабль». (Руководитель – Игорь Тимашев).