«ТОЧКИ УЗНАВАНИЯ»

Очередное заседание литобъединения “Точки” при Совете по прозе Союза писателей России, посвященное выходу восьмого сборника «Точки» семинара прозы А. В. Воронцова состоялось 25 сентября 2020 г. в "Шолоховском" зале Союза писателей России (Москва, Комсомольский проспект, д. 13).

Руководитель ЛИТО «Точки», писатель Андрей Венедиктович Воронцов, открывая встречу, напомнил, что во время выхода из печати данного сборника сложилась непростая ситуация, связанная с эпидемией коронавируса и режима самоизоляции. Именно поэтому предисловие А.В. Воронцова называется "Новелла во время чумы". В мае мы уже провели виртуальную встречу и презентацию сборника, а теперь собрались, так сказать, "вживую", конечно, с соблюдением всех рекомендованных мер предосторожности. В связи с этой новой для нас всех ситуацией как никогда остро встал вопрос о цене книги. В глазах А.В. Воронцова цена печатной книги повысилась, потому что стало ясно, что все остальные формы существования литературы – расплывчаты, условны. Стала очень близкой, осязаемой проблема жизни и смерти. Многие литераторы не выдерживают подобных испытаний (а похожая ситуация возникала, например, во время революции), но настоящая классика – выдерживает и остаётся. Сейчас, когда ситуация немного разрядилась, мы можем поговорить о книге с точки зрения настоящего момента, о том, как глубина проблем и переживаний авторов совпала с настоящим. В сборнике "Точки узнавания" с особой силой отобразилась загадка человеческого существования, тайна человека и его бытия, нечто подсознательное, что особенно ярко выражено в рассказах Евгении Сафоновой, Дмитрия Шостака и Антонины Спиридоновой. Мистика (на бытовом уровне!) присутствует и в рассказах Зои Донгак. В этой книге есть и свет, и тьма, и добро, и зло. Конечно, не обошлось без недостатков, но А.В. Воронцов полагает, что все авторы в своём творчестве и поисках продвинулись вперёд. Названия разделов (А.В. Воронцов – главный редактор и составитель сборника) не были "притянуты за уши", а рождались органично, ложились друг на друга, отражались друг в друге. А так получается далеко не всегда. Поэтому все авторы "Точек" имеют, по-видимому, некоторую общую духовную основу, хотя сами по себе они как люди и писатели очень разные. Например, три рассказа Нины Кроминой представляют собой некую матрицу. Матрице можно уподобить и весь сборник. В этом смысле интересен опыт нашего "Избранного" – преемственность, развитие, но не повторяемость. Читать книгу интересно, она не рассчитана на сиюминутный эффект, эта проза выявляет движения человеческой души.

Ведущая вечера Елена Яблонская в своём выступлении отметила те рассказы, которые ей самой довелось редактировать (остальные ещё предстоит прочитать). В первом разделе "Крылья" больше всего понравились очень тонкие, действительно мистические рассказы Евгении Сафоновой и рассказ Евгения Мокрушина "Дениска". Здесь нельзя согласиться с мнением Сергея Овчинникова, который пенял Мокрушину на то, что показано только детство героя, затем повествование переходить сразу к третьему лицу (однокласснику Дениски), после чего наступает нелепая гибель уже взрослого Дениски. Не описана история его "падения". Яблонская полагает, что ценно именно такое умолчание, потому что и так ясно, что и как привело Дениску к пьянству и смерти – влияние более сильного друга детства, физическая неспособность замотанной деревенской учительницы уследить за всеми учениками, своего бы сына не упустить... История, к сожалению, слишком заурядная. Яблонская полагает, что ей отчасти удалось ответить на поставленные Мокрушиным вопросы в её рассказе "Курган", герой которого, также росший в неблагоприятных (хотя и совсем в других, в южном городе) условиях, изменился и не пошёл по кривой дорожке под влиянием примера соседки, о чём она сама даже не знала. Узнавание их произошло через тридцать лет! Все рассказы раздела "Всегда рядом" великолепны. Особенно интересно Яблонской было работать (как редактору) с Викторией Чикарнеевой, автором рассказа "Мишаня". Сначала у рассказа не было концовки, по рекомендации А.В. Воронцова Виктория написала целых два завершения рассказа, из которых было выбрано лучшее. Яблонская сказала, что едва ли не впервые она полюбила очень многих, отнюдь не положительных героев сборника: и нелепого, проживающего не свою жизнь Мишаню, и героиню (тунеядку, "захребетницу" и фантазёрку) из рассказа Е. Осориной, и ещё более неоднозначную героиню-воровку из рассказа Н. Шамариной "Хорошая работа". По мнению Яблонской, люди, которые "не жнут, не сеют, живут как птицы небесные", нужны нам, унылым, измученным и от этого вечно злящимся труженикам. Они учат нас не осуждать, быть терпимыми. Яблонская также похвалила рассказ Ю. Великановой "Колокольчик", рассказ А. Спиридоновой "Тайные нити сна" не поняла, хотя в нём есть что-то захватывающее, подсознательное, это проза поэта. А рассказ О. Куимова "Яблоневый букет" показался затянутым и поэтому скучноватым. Автору предлагали сократить рассказ, но он не согласился. Кроме того, Яблонская поздравила давнего друга и помощника ЛИТО "Точки" Михаила Кромина с дебютным, очень симпатичным юмористическим рассказом "Чепуха".

Евгений Касаткин прочитал рассказ Е. Рогачёвой "Роман длиною в жизнь" и исполнил песню Михаила Щербакова "Панорама".

Нина Шамарина, впервые участвовавшая в сборнике "Точки", сказала, что вообще сборники читать сложно – разные стили, язык и т.п. Но вот после рассказа "Дениска" долго переводила дыхание. Очень сложно писать от лица ребёнка. Автору удивительно это удалось, читатели будто перенеслись на машине времени из счастливого детства в нелепую смерть. Возникает ощущение обмана – подошли к колодцу, а там протухшая вода. Сильнейшее впечатление! Понравился рассказ И. Чичилина "Соискатель" – герой не хочет быть узнанным, не хочет получать дивиденды от прошлых заслуг. Почему? Ответ, хотя и не однозначный, находим в рассказе В. Чикарнеевой "Мишаня", герой которого живет не своей жизнью. Стал ли он счастливее, уйдя из профессии? Вряд ли. Этих героев нельзя назвать положительными, но они – это мы. Поэтому этот блок рассказов так цепляет за живое. Вообще, все рассказы, каждый рассказ занимает удивительно точно свое место. В том числе и рассказ Н. Шамариной "Хорошая работа", написанный задолго до того, как она узнала о существовании "Точек", заиграл совершенно особо. Так что, "узнавание" в "Точках" и о Нине Шамариной тоже.

Евгений Касаткин прочитал рассказ А Спиридоновой "Тайные нити сна".

Нина Кромина призналась, что решила поступить оригинально: прочитала сборник давно, в формате PDF, и не стала перечитывать, чтобы понять, что "осталось в сухом остатке", что запомнилось. Главное, что мы должны заложить в души людей будущего, – сказала Нина, – это способность сострадать. Поэтому самый замечательный в этом отношении рассказ Е. Сафоновой о хлебе – всем раздала, а себя забыла. Рассказ Мокрушина "Дениска" безусловно вызывает сострадание. Рассказ Полины Гордиенко "Расходящиеся тропки" – о том, что не нужно играть в игру, надо жить, выбирая путь добра. На недавнем вебинаре А.В. Воронцова шла речь о литературном герое. В "Точках" героев мало: только у Д. Шостака, Е. Рогачевой, Е. Яблонской (героиня своим примером показывает путь), Ю. Великановой (героиня преодолевает старость). Рассказ Нины Шамариной – о воровке. Вряд ли она героиня. Но Кромина увидела в ней не воровку и даже не женщину с "трудной" судьбой, а нашу действительность, в которой каждый ворует, что может. Рассказ Г. Стеценко об ужасном времени вызывает сочувствие. Рассказ А. Лисьева "Портофино" загадочен. Он написан в стиле Хемингуэя, когда большая часть айсберга находится под водой. Героиня рассказа – продавщица в бутике. А почему герой в розовой рубашке? Краснота слиняла? Его папа был работником обкома? Всех трех героев этого маленького рассказа, встретившихся заграницей, объединяет наш культурный код, который живёт в нас. Пусть же и дальше он помогает нам жить и работать.

Евгений Касаткин прочитал рассказ Н. Шамариной "Хорошая работа" и исполнил песню Михаила Щербакова "До поезда".

Далее в режиме "свободного микрофона" Ольга Борисова поздравила "точкинцев" с выходом сборника, особо отметив рассказы Е. Мокрушина и Е. Осориной как живые и созидательные. Однако Е. Осорина сочла нужным возразить всем хвалившим рассказ Мокрушина "Дениска". Она полагает, что в рассказе не соблюдена композиция, нет чёткой сюжетной линии, не выявлены причинно-следственные связи. А "Тайные нити сна" А. Спиридоновой оттого показались Яблонской не понятными, хотя и завлекательными, что автор, по-видимому, просто записала свой сон, не потрудившись художественно осмыслить его и литературно обработать. Е. Осорина также полагает, что были незаслуженно не упомянуты предыдущими докладчиками такие рассказы, как "Рухнувший мир" И. Силецкой и "Тёмные поделки" Т. Матягиной. Рассказ Силецкой – нечто средне между Чеховым, Аверченко и Булгаковым ("квартирный вопрос"). Хотя рассказ сатирический, правильно, что он не попал в раздел юмора, так как он глубокий и не исчерпывается сатирой. В рассказе Матягиной интересен образ матери, которая что-то шьёт. Кажется, что она зашила сыну в одежду крестик. Но об этом больше не говорится. Непонятно, зачем тогда этот эпизод с шитьём. Но рассказ, тем не менее, очень хороший.

Вторая часть была посвящена книге Нины Кроминой "Красная косынка".

А.В. Воронцов отметил, что Нина Александровна Кромина – постоянная участница "Точек". Нина и "Точки" сошлись "в одной точке", это символично, ЛИТО "Точки" и рассказы Нины – явления одного порядка. Большинство из нас знает творческий путь Нины с самого начала. Книга – венец какого-то отрезка пути, результат развития. Все герои, типы, темы рассказов этой книги типичны для Нины Кроминой. Раньше они развивались в первой книге "В городе и на отшибе", где было двухчастное деление. Структура этого сборника сложнее: рассказы, связанные с детьми, со старостью, и одиночеством. Кроме того, чередуются юмористические и серьёзные рассказы. Нина Кромина постепенно вычленила своего героя и тему, сохранив свою интонацию. Герои Нины – добрые, но несчастные люди, которым приходится жить с большим сердцем в мире зла. Они оказываются часто наказанными за свои добрые дела. Это создаёт даже несколько унылый фон. Но в этой книге Нине удалось сделать так, что герои преодолевают себя и действительность, что особенно видно в рассказе "Одинокая звезда", на первый взгляд, казалось бы, в безнадёжной ситуации. Как раз распутывание безнадёжных ситуаций – одна из задач литературы. Проблема добра и зла – извечна. Даже злые люди существуют только потому, что есть добро. Они ведь живут за счёт добрых людей, которых сами же гнобят. Книга Нины Кроминой хорошо скомпонована по разделам, возможно, здесь сказалась школа "Точек". Заметна работа автора с точки зрения языка и стиля, достоинства которых здесь вполне представлены. Эта книга – не проходное явление, а результат развития, произошедшего на наших глазах. Выпускники ВЛК, к которым принадлежит и Нина Кромина, часто доверяют свою литературную судьбу "воле волн", но Нина преодолела житейские трудности и нашла своё место в литературе. Наверное, можно выделить какие-то недостатки, но они не превалируют. Книга состоялась.

Елена Яблонская, автор предисловия к книге Нины Кроминой, сказала, что, несмотря на дружбу с автором, между ними часто возникают разногласия. Так, Яблонская была против условного деления произведений на рассказы и миниатюры, потому что очень трудно провести между ними грань – только ли по объему они различаются? Например, Чехов все, даже самые короткие, в полстранички произведения называл рассказами, коими они по сути и являются. То же и у Нины, например, крохотная "миниатюра" "С ярмарки" занимает полстраницы, а она, между тем, являет собой глубочайшее рассуждение о жизни, показывает и характеры обоих героев, и всю их жизнь, и время, в котором они живут. Нина Кромина своими рассказами помогла Яблонской преодолеть комплекс: в отличие от Штирлица из фильма "Семнадцать мгновений весны", Яблонская никогда не любила стариков и детей, потому что они обычно не соответствуют высокой миссии, на них возложенной. Все дети рождаются ангелами, все они гениальны, но ради того, чтобы понравиться взрослым (в первую очередь родителям), они обычно прикидываются дурачками, а потом и озлобляются. Все старики должны быть добрыми и мудрыми, но и они чаще всего злы и завидуют молодым. В рассказах Нины Кроминой дети и старики – такие, какими должны быть, это добрые, умные, чудесные люди, которых нельзя не полюбить. В отличие от многих читателей, Яблонской не понравился третий рассказ из соловецкого триптиха "Бумажная свадьба", потому что не понятно, из какого времени герои. По всем обстоятельствам видно, что речь идет о нашем времени, но рассказчик иногда изъясняется так, как сейчас не говорят, например, цитатой из фильма "Простая история" ("хороший, но не орёл"). Совершенно не понятна героиня – современная молодая женщина не отказалась бы от тура в Италию, потребовав взамен поездку на Соловки. Этот момент не раскрыт. А вот предыдущий рассказ из этого триптиха ("Немец, перец...") великолепен. В целом же, книга, конечно, замечательная.

Нина Куренная рассказала, что, читая, слышала голос автора в каждом произведении. Герои Нины Кроминой окружают нас, это сама жизнь, очень простая и понятная. Но Нина умеет в своих рассказах задавать вопросы и отвечать на них, как, например, в рассказе "Лермонтова, 17" или "Скворцы прилетели". Нина удивительно точно и трогательно передаёт приметы памяти, умеет воссоздать прошлое (рассказы "Красная косынка", "Фарфоровые куклы"). У Н. Куренной есть только небольшая претензия к разделу "С ярмарки", который в целом оставляет гнетущее впечатление, потому что старость уныла, неприглядна, печальна, безысходна...

Евгений Касаткин прочитал рассказ-миниатюру Н. Кроминой "С ярмарки" и исполнил ещё одну песню Михаила Щербакова.

Наталия Ячеистова отметила, что книга прекрасно издана. Каждый писатель, – сказала Наталия, – несёт миссию, иногда даже неосознанно. Миссия Нины Кроминой – вызывать сострадание, добрые чувства и сохранять память о прошлом для будущих поколений. Для её произведений характерны глубокий психологизм, внимание к деталям, прекрасный классический русский язык. Рассказы "Балласт" и "День согласия и примирения" – на уровне русской классики. Эти рассказы всё время вспоминаешь, передумываешь. В рассказе "Балласт" Наталия увидела параллель с "Живыми мощами" Тургенева и посочувствовала не герою-"балласту", а его жене. Таких "балластов" и "мощей" по своей воле сейчас очень много, и задача каждого – не стать таким. Невероятна духовная высота рассказа "День согласия и примирения". Думается, Нине удаётся своими рассказами изменять мир к добру.

Андрей Лисьев сказал, что ему очень понравились миниатюры. Ценно и то, что Нина Кромина может писать от лица ребёнка, старика, мужчины, женщины – и всё хорошо удаётся. Он также отметил в числе наиболее понравившихся рассказов "Лермонтова, 17", "Фарфоровые куклы" и "День согласия и примирения".

В заключение были решены организационные вопросы. По предложению Е. Яблонской в состав редколлегии альманаха "Точки" была введена Нина Шамарина. Был составлен план работы ЛИТО "Точки" до конца 2020 г. На октябрь запланирована презентация книги Екатерины Рогачёвой и обсуждение прозы Виктора Славянина (ответственная и ведущая вечера Юлия Великанова). В ноябре запланировано заняться драматургией: презентация и обсуждение пьес Татьяны Медиевской (ответственный и ведущий Максим Федосов). На декабрьском заседании состоится презентация альманаха "Красная строка", выпущенного одноимённым литературным объединением под руководством Нина Кроминой и Елены Яблонской (ответственная и ведущая вечера Елена Яблонская).

Елена Яблонская