Вышел очередной сборник современного рассказа «Точки узнавания»

 

19 июня 2020 г. состоялась презентация нового, восьмого по счету сборника ЛИТО «Точки» - «Точки узнавания». В ситуации карантина мы долго обсуждали, стоит ли проводить презентацию дистанционно либо нужно перенести ее на сентябрь, но когда увидели свеженапечатанную стопку книг на фотографии, присланной издателем, Максимом Федосовым, то решили – презентации быть.

В сборнике – 26 авторов, из них девять дебютантов. Сборник получился очень многогранный, и каждый увидел в нем совершенно свою линию.

Андрей Венедиктович Воронцов отметил,  что необъяснимым образом атмосфера и содержание сборника отвечает моменту, в который он выпущен – в момент пандемии короновируса, по уровню психологического накала и трагизма. Хотя, конечно, все работы писались гораздо раньше. Основным лейтмотивом сборника стала сила добра, которая побеждает зло, и символом его становятся крылья из рассказа Ирины Яновской, которые позволяют героям взлететь над действительностью.

Для Максима Федосова в рассказах «Точек узнавания» главной темой сборника стали поиски счастья в нашем суетном мире, в котором мы постоянно куда-то бежим и работаем, бессмысленно изматывая себя. Во многих рассказах можно узнать самого себя, и на примере героев найти выход. К этим рассказам хочется вернуться, в них есть свет и музыка.

Юлия Великанова, анализируя сборник, отметила негативную линию – образ безвольного мужчины и женщины, подавляющей его. Вместо того, чтобы вдохновлять, поддерживать своих мужчин, героини рассказов пытаются управлять ими, не дают им расти и развиваться. Эта линия прослеживается в рассказах Галины Стеценко «Всегда рядом», Екатерины Осориной «В ней должна быть какая-то изюминка», «Бумажная свадьба» Нины Кроминой. А сами мужчины – слабые и безвольные – покорно плывут по течению жизни, которая заводит их в никуда, как в рассказах «Дениска» Евгения Мокрушина, «Мишаня» Виктории Чикарнеевой. Если это примета времени, то это тревожный знак, который нужно осознать и бороться с ним.

Екатерина Осорина увидела в рассказах сборника другую повторяющуюся тяжелую мелодию – герои пытаются спасти себя через других. При этом жизнь самих героев рассматривается как изначально несчастная, и возможности ее изменить нет. В рассказе «Роман длиною в жизнь» Екатерины Рогачевой  уставший от жизни писатель средней руки пишет письма соседке, погруженной в депрессию после развода. Свою жизнь он уже не спасет, но ее – возможно…

Нельзя сказать, что в сборнике нет светлых рассказов. Позитивную полу-волшебную атмосферу создают рассказы Евгении Сафоновой, где по желанию героини с дерева падает веник. Теплом и любовью сочатся рассказы Нины Кроминой из серии о Соловках.

На обложке – в сторону призрачного многоэтажного дома, теряющегося вдали, на темно-синем фоне ночного неба идут люди с фонарями. Это фрагмент картины канадского художника Роба Гонсалвеса, и он тонко отражает содержание сборника: герои рассказов находятся в процессе пути, в поисках настоящего счастья, за которое ошибочно принимали финансовое благополучие, славу, здоровье... И у этих людей нет ориентиров, они ищут счастье почти вслепую, пользуясь бледным светом ручных фонарей. Хочется верить, что они найдут то, что ищут.

 

Анна Зорина

24.06.2020